Поиск

Навигация
  •     Архив сайта
  •     Мастерская "Провидѣніе"
  •     Одежда от "Провидѣнія"
  •     Добавить новость
  •     Подписка на новости
  •     Регистрация
  •     Кто нас сегодня посетил

Колонка новостей


Чат

Ваше время


Православие.Ru


Видео - Медиа
фото

    Посм., ещё видео


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Помощь нашему сайту!
рублей ЮMoney
на счёт 41001400500447
( Провидѣніе )

Не оскудеет рука дающего


Главная » 2021 » Май » 25 » • Как смотреть гравюры Дюрера •
07:35
• Как смотреть гравюры Дюрера •
 

providenie.narod.ru

 
фото
  • Предисловие
  • Универсальный человек эпохи
  • Мужская баня
  • «Повар и его жена»
  • «Святой Иероним в келье»
  • Четыре всадника Апокалипсиса
  • «Рыцарь, Смерть и Дьявол»
  • Список гравюр
  • Святая Вероника
  • Сударь, удерживаемый одним ангелом
  • Обращение Пола
  • Молодая женщина, подвергшаяся нападению
  • Великий курьер
  • Святое семейство со Стрекозой
  • Разношерстная пара, или Предложение любви
  • Пять ланскенцев и азиат верхом на лошади
  • Святой Иероним, кающийся в пустыне
  • Покаяние святого Иоанна Златоуста
  • Деформированная землеройная свиноматка
  • Блудный сын
  • Маленькое состояние
  • Маленький курьер
  • Танцующая крестьянская пара
  • Беседующие три крестьянина
  • Дама верхом на лошади и Ланскене
  • Восточная семья
  • Крестьянин и его жена
  • Четыре обнаженные женщины; или Четыре ведьмы
  • Молодой паре угрожает смерть; или Набережная
  • Мадонна с обезьяной
  • Искушение бездельника, или Мечта врача
  • Морское чудовище
  • Геркулес на распутье
  • Sol Justitiae; или Судья
  • Святой Себастьян, привязанный к колонне
  • Дева с Младенцем, стоящие на полумесяце
  • Страждущий Христос с распростертыми руками
  • Святой Себастьян, привязанный к дереву
  • Богородица с Младенцем и Святой Анной
  • Святой Юстас
  • Ведьма
  • Три Путти с трубами, щитом и шлемом
  • Немезида, или Удача
  • Аполлон и Диана
  • Святой Георгий пешком
  • Знаменосец
  • Герб со Львом и петухом
  • Мадонна на скамейке с травой
  • Герб с черепом
  • Рождество Христово
  • Адам и Ева
  • Семейство сатиров
  • Маленькая лошадка
  • Большая лошадь
  • Святой Георгий на коне
  • Распятие
  • Дева на полумесяце со звездной короной
  • Святое семейство со святыми Иоанном
  • Мадонна с грушей
  • Святой Иероним работы Поллард Уиллоу
  • Скорби Христа со связанными руками
  • Судариум, изображенный двумя ангелами
  • Мадонна у дерева
  • Волынщик
  • Святой Иероним в своём кабинете
  • Мадонна у стены
  • Меланхолия
  • Дева с Младенцем на полумесяце с диадемой
  • Апостол Павел
  • Апостол Фома
  • Скорби Христа, сидящий
  • Агония в саду
  • Отчаявшийся человек
  • Похищение Прозерпины на единороге
  • Богородица на полумесяце со Звездной короной
  • Мадонна, увенчанная двумя ангелами
  • Пейзаж с пушкой
  • Кардинал Альбрехт Бранденбургский
  • Святой Антоний
  • Крестьянин и его жена на рынке
  • Уход за Мадонной
  • Мадонна, увенчанная ангелом
  • Мадонна с запеленутым младенцем
  • Святой Христофор Обращен вправо
  • Святой Христофор Обращен влево
  • Кардинал Альбрехт
  • Святой Варфоломей
  • Сен-Симон
  • Большое распятие только в общих чертах
  • Портрет Фридриха Мудрого
  • Willibald Pirckheimer
  • Святой Филипп
  • Philipp Melanchthon
  • Эразм Роттердамский
  • Скорби Христа у Колонны (Страсть № 1)
  • Агония в саду (Страсть № 2)
  • Предательство Христа (Страсти № 3)
  • Христос перед Каиафой (Страсти № 4)
  • Христос перед Пилатом (Страсти № 5)
  • Бичевание (Страсть № 6)
  • Христос, увенчанный терниями (Страсти № 7)
  • Ecce Homo (Страсть № 8)
  • Пилат умывает руки (Страсть № 9)
  • Несение креста (Страсти № 10)
  • Распятие (Страсти № 11)
  • Оплакивание Христа (Страсти № 12)
  • Отложение (Страсти № 13)
  • Адские муки; (Страсти № 14)
  • Воскрешение (Страсти № 15)
  • Святые Петр и Иоанн, исцеляющие калеку (Страсти № 16)
  • Триумфальная арка императора Максимилиана I
  • Муж скорбей, осмеянный солдатом
  • Свв Антоний и Павел-отшельник
  • Святые Стефан, Сикст и Лаврентий
  • Мадонна в окружении многочисленных ангелов
  • Кающийся Царь Давид
  • Каин, убивающий Авеля
  • Женская баня
  • Самсон, убивающий льва
  • Солдат и смерть
  • Поклонение волхвов
  • Тайная вечеря
  • Помочь, проекту "Провидѣніе"
  • Автопортрет с этюдом руки и подушки
    (лицевая сторона листа) Альбрехт Дюрер

    Предисловие

    Благодаря Альбрехту Дюреру гравюра стала одним из самых популярных искусств конца XV — начала XVI века. Рассказываем о том, что скрывается за простыми, на первый взгляд, сценками. Еще больше гравюр Дюрера можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее.

    фото

    Альбрехт Дюрер универсальный человек эпохи Возрождения

    Альбрехт Дюрер (1471–1528) — такой же универсальный человек эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи. Круг его интересов не менее широк: живопись и геометрия, математика и физика, архитектура и фортификация. Но прославился Дюрер как мастер гравюр, которые благодаря его таланту стали считаться искусством, а не ремеслом. В основном он работал в двух техниках: ксилографии, или высокой гравюре по дереву, и гравюре резцом по меди (так называемая глубокая гравюра).

    Ксилография — более древний способ копировать изображения, появив­шийся в Европе еще в раннем Средневековье. Мастер оставляет на дере­вянной доске (она называется штамп) выпуклые линии рисунка и переносит краску с выступающих частей на бумагу, отсюда название — высокая гравюра. Работы, сделанные таким методом, получаются очень выразительными, с четкими линиями, а сам штамп сделать несложно.

    Штампы для глубокой гравюры изготавливались из медных досок, и мастер выводил линии особыми резцами — штихелями. При печати на штамп оказывалось такое сильное давление, что краска из углублений перетекала на лист. Такая техника позволяла создавать более сложные гравюры с полу­тонами, игрой света и тени, но была гораздо более трудоемка.

    Дюрер всегда выбирал понятные обывателю сюжеты, при этом пряча за ними множество тайных смыслов и одновременно оставляя подсказки, помогающие их растолковать. Рассказываем о том, как искать и понимать эти загадки, на примере пяти гравюр из разных циклов.

    Дюрер — в подкасте «Зачем я это увидел?»

    Что в Дюрере от немца, что — от итальянца и чем он похож на Сезанна?

    фото

    Гравюра Альбрехта Дюрера
    Мужская баня
    1496–1497 годы

    Это гравюра выполнена в технике ксилографии: мы видим четырех мужчин в купальне в компании музыкантов. Из-за забора на героев сценки смотрит юноша, а на заднем плане мы видим улицу Нюрнберга конца XV века, намеренно представленную более идеально, чем в реальности. Такой сюжет можно часто встретить в немецком изобразительном искусстве этого времени, только посетители бани обычно одеты в длинные рубахи, скрывающие наготу. Дюрер, пусть и не до конца, раздевает своих героев, соединяя местную традицию с мотивами, характерными для итальянского Возрождения, с которым он познакомился в 1494–1495 годах во время путешествия по Италии.

    За этим, казалось бы, простым сюжетом исследователи находят смыслы, которые неискушенный зритель может не заметить. Есть несколько версий, объясняющих сцену в бане. Согласно более простой трактовке, на столб с краном опирается сам Дюрер, а остальные герои — его друзья: справа с кружкой — Виллибальд Пиркгеймер, а на переднем плане — нюрнбергские гуманисты Стефан и Лукас Паумгартнеры.

    Более сложная аллегорическая трактовка связывает композицию с темами четырех темпераментов и пяти чувств. Каждый из четырех человек олицетворяет один из темпераментов и использует то чувство, которое может принести покой и радость. Дюрер — меланхолик и использует слух, наслаждаясь музыкой, Пиркгеймер — холерик и пьет вино, а братья Паумгартнер — сангвиник и флегматик. Один осязает с помощью скребка для кожи, а другой нюхает дикий цветок.

    фото

    «Повар и его жена» (1496–1497)

    Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.

    Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследова­тели считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаря де Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.

    Герой этого анекдота был известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»

    Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.

    фото

    «Святой Иероним в келье» (1511)

    Позже эта гравюра в технике ксилографии ляжет в основу сюжета одной из самых известных работ Дюрера, которая вместе с «Рыцарем» и «Меланхолией» составит серию «Мастерские гравюры» на меди.

    Как нетрудно догадаться, главный герой — святой Иероним. Мы застаем его в один из самых важных моментов жизни, когда он переводит Библию на латынь, создавая знаменитую Вульгату. Благодаря этому труду Иероним считался покровителем всех людей, имевших отношение к литературе и книгоиздательству, и стал одним из самых почитаемых святых. Вульгата же будет первой книгой, которую Иоганн Гутенберг напечатает на своем станке в 1456 году.

    Согласно средневековой традиции, Дюрер изображает святого, жившего в IV–V веках, в окружении предметов XV века: кафедра, сундук, песочные часы (символ ускользающего времени) и бутыли. Окружают Иеронима и атрибуты его истории. По легенде, в монастырь, где жил святой, пришел лев и распугал всех монахов, но Иероним подошел ко льву, извлек из его лапы занозу и стал с ним дружить.

    Очень часто Дюрер делает свою подпись и дату создания работы частью изображенной им истории. Так, здесь его подпись выведена на полу кельи, а год создания работы вырезан на сундуке в правой части гравюры.

    Как увидеть искусство глазами его современников Лекции Наталии Мазур о том, что можно разглядеть в живописи и скульптуре, если посмотреть на них «взглядом эпохи»

    фото

    Четыре всадника Апокалипсиса (около 1497–1498)

    Пожалуй, самый известный цикл — серия гравюр с иллюстрациями к Апокалипсису. Дюрер был гениальным маркетологом. Создавая гравюру или цикл, он всегда имел в виду очень конкретную целевую аудиторию. Это позволял жанр: у гравюры, в отличие от живописного полотна, могло не быть заказчика — мастер не был скован требованиями и мог воплотить любую собственную задумку. Дюрер тут выступает не только как иллюстратор-оформитель, но как художник книги: он создает шрифты, совмещает гравюры и текст, фактически закладывая основы книжного дизайна.

    Работать над циклом Дюрер начал в 1498 году — за два года до того, когда в Европе предрекали конца света. Самая известная и часто цитируемая работа из этого цикла — «Четыре всадника Апокалипсиса». Она фактически дословно цитирует библейский текст: в центре композиции четверо всадников, симво­лизирующие бедствия, которые случатся во время конца света.

    Всадник с луком, Мор или Чума, и всадник с мечом, Война, изображены в образе восточных людей. У европейцев, живших на рубеже XV–XVI веков, Апокалипсис ассоциировался с турками, в 1453 году захватившими Константинополь, уничтожившими Византию и продолжавшими двигаться вглубь Европы. Третий всадник — Голод. Упитанный мужчина в богатых одеждах, украшенных накладками и бубенцами, и с весами в руках (символ ростовщичества), он показан как европеец, соотечественник Дюрера. Последний из всадников — Смерть, худой старик с трезубцем в руках и на костлявой лошади.

    В тексте Апокалипсиса всадники выезжают по одному, но Дюрер показывает их мчащимися вперед в едином строю, напоминающем тяжелую рыцарскую конницу, которая сметает пехоту противника. Каждый смотрящий на гравюру мог живо представить себя на месте этой пехоты — ополчения, в котором он окажется, когда турки захватят его родной город, а потом погибнет под копытами вражеской кавалерии.

    фото

    «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513)

    Эту работу вместе с гравюрой «Святой Иероним в своей келье» и «Меланхолия I» исследователи объединяют в единый цикл «Мастерских гравюр» Альбрехта Дюрера и считают апогеем его творчества. И хотя у нас нет документальных свидетельств, подтверждающих то, что автор сам считал эти работы единой серией, мы можем догадываться об этом благодаря их практически одинаковому размеру и времени создания: все они сделаны в 1513–1514 годах. Кроме того, многие современники Дюрера приобретали сразу все три работы.

    Сюжеты гравюр связывают с тремя типами добродетельной жизни: созерцательным («Святой Иероним»), творческим («Меланхолия I») и деятельным («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — самая ранняя из трех гравюр. Главный герой — облаченный в доспехи воин, которого окружают силы тьмы. По правую руку от него едет Смерть — истощенная фигура на бледном коне, а позади идет Дьявол.

    Эту гравюру часто связывают с книгой «Enchiridion militis christiani» 

    писателя и гуманиста Эразма Роттердамского, который был близким знакомым Дюрера. Согласно этому тексту, жизнь христианина — это постоянная борьба, цель которой — достичь Царства Небесного. Его образ тоже можно найти на гравюре — в виде далекого замка в левом верхнем углу. Вокруг рыцаря мы видим символы добродетелей, которые могут помочь ему в борьбе. Пес — это верность и преданность, а дубовые листья, вплетенные в гриву и хвост коня, — сила духа. И хотя путь рыцаря труден, Дюрер, как человек новой эпохи, делает основной акцент не на торжестве смерти, как это было принято в средневековой культуре, а на мощи и величии человеческого духа.

    фото

    Список гравюр Альбрехта Дюрера
    Яндекс Переводчик
    Святая Троица

    фото

    Святая Вероника между свв Петром и Павлом

    фото

    Сударь, удерживаемый одним ангелом

    фото

    Обращение Пола

    фото

    Молодая женщина, подвергшаяся нападению Смерти; или Насильник

    фото

    Великий курьер

    фото

    Святое семейство со Стрекозой

    фото

    Разношерстная пара, или Предложение любви

    фото

    Пять ланскенцев и азиат верхом на лошади

    фото

    Святой Иероним, кающийся в пустыне

    фото

    Покаяние святого Иоанна Златоуста

    фото

    Деформированная землеройная свиноматка

    фото

    Блудный сын

    фото

    Маленькое состояние

    фото

    Маленький курьер

    фото

    Танцующая крестьянская пара

    фото

    Беседующие три крестьянина

    фото

    Дама верхом на лошади и Ланскене

    фото

    Восточная семья

    фото

    Крестьянин и его жена

    фото

    Четыре обнаженные женщины; или Четыре ведьмы

    фото

    Молодой паре угрожает смерть; или Набережная

    фото

    Мадонна с обезьяной

    фото

    Искушение бездельника, или Мечта врача

    фото

    Морское чудовище

    фото

    Геркулес на распутье

    фото

    Sol Justitiae; или Судья

    фото

    Святой Себастьян, привязанный к колонне

    фото

    Дева с Младенцем, стоящие на полумесяце

    фото

    Страждущий Христос с распростертыми руками

    фото

    Святой Себастьян, привязанный к дереву

    фото

    Богородица с Младенцем и Святой Анной

    фото

    Святой Юстас

    фото

    Ведьма

    фото

    Три Путти с трубами, щитом и шлемом

    фото

    Немезида, или Удача

    фото

    Аполлон и Диана

    фото

    Святой Георгий пешком

    фото

    Знаменосец

    фото

    Герб со Львом и петухом

    фото

    Мадонна на скамейке с травой

    фото

    Герб с черепом

    фото

    Рождество Христово

    фото

    Адам и Ева

    фото

    Семейство сатиров

    фото

    Маленькая лошадка

    фото

    Большая лошадь

    фото

    Святой Георгий на коне

    фото

    Распятие

    фото

    Дева на полумесяце со звездной короной

    фото

    Святое семейство со святыми Иоанном, Магдалиной и Никодимом

    фото

    Мадонна с грушей

    фото

    Святой Иероним работы Поллард Уиллоу

    фото

    Скорби Христа со связанными руками

    фото

    Судариум, изображенный двумя ангелами (Судариум Святой Вероники)

    фото

    Мадонна у дерева

    фото

    Волынщик

    фото

    Святой Иероним в своём келье

    фото

    Мадонна у стены

    фото

    Меланхолия

    фото

    Дева с Младенцем на полумесяце с диадемой

    фото

    Апостол Павел

    фото

    Апостол Фома

    фото

    Скорби Христа, сидящий

    фото

    Агония в саду

    фото

    Отчаявшийся человек

    фото

    Похищение Прозерпины на единороге

    фото

    Богородица на полумесяце со Звездной короной и скипетром

    фото

    Мадонна, увенчанная двумя ангелами

    фото

    Пейзаж с пушкой

    фото

    Кардинал Альбрехт Бранденбургский, или Маленький кардинал

    фото

    Святой Антоний

    фото

    Крестьянин и его жена на рынке

    фото

    Уход за Мадонной

    фото

    Мадонна, увенчанная ангелом

    фото

    Мадонна с запеленутым младенцем

    фото

    Святой Христофор Обращен вправо

    фото

    Святой Христофор Обращен влево

    фото

    Кардинал Альбрехт Бранденбургский, или Великий кардинал

    фото

    Святой Варфоломей

    фото

    Сен-Симон

    фото

    Большое распятие только в общих чертах

    фото

    Портрет Фридриха Мудрого

    фото

    Willibald Pirckheimer

    фото

    Святой Филипп

    фото

    Philipp Melanchthon

    фото

    Эразм Роттердамский

    фото

    Скорби Христа у Колонны (Страсть № 1)

    фото

    Агония в саду (Страсть № 2)

    фото

    Предательство Христа (Страсти № 3)

    фото

    Христос перед Каиафой (Страсти № 4)

    фото

    Христос перед Пилатом (Страсти № 5)

    фото

    Бичевание (Страсть № 6)

    фото

    Христос, увенчанный терниями (Страсти № 7)

    фото

    Ecce Homo (Страсть № 8)

    фото

    Пилат умывает руки (Страсть № 9)

    фото

    Несение креста (Страсти № 10)

    фото

    Распятие (Страсти № 11)

    фото

    Оплакивание Христа (Страсти № 12)

    фото

    Отложение (Страсти № 13)

    фото

    Адские муки; или Христос в подвешенном состоянии (Страсти № 14)

    фото

    Воскрешение (Страсти № 15)

    фото

    Святые Петр и Иоанн, исцеляющие калеку (Страсти № 16)

    фото

    translated.turbopages.org

    Триумфальная арка императора Максимилиана I

    фото

    Муж скорбей, осмеянный солдатом

    фото

    Свв Антоний и Павел-отшельник

    фото

    Святые Стефан, Сикст и Лаврентий

    фото

    Мадонна в окружении многочисленных ангелов

    фото

    Кающийся Царь Давид

    фото

    Каин, убивающий Авеля

    фото

    Женская баня

    фото

    Самсон, убивающий льва

    фото

    Солдат и смерть

    фото

    Поклонение волхвов

    фото

    Тайная вечеря

    фото

    Помочь, проекту
    "Провидѣніе"

    Одежда от "Провидѣнія"

    Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru

    фото

    фото
    фото

    фото

    Nickname providenie registred!
    Застолби свой ник!

    Источник — arzamas.academy

    Просмотров: 113 | Добавил: providenie | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь

    Фонд Возрождение Тобольска

    Календарь Святая Русь

    Архив записей

    Тобольскъ

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 50

    Наш баннер

    Друзья сайта - ссылки
                 

    фото



    Все права защищены. Перепечатка информации разрешается и приветствуется при указании активной ссылки на источник providenie.narod.ru
    Сайт Провидѣніе © Основан в 2009 году