• Посм., ещё видео
Народная песня - самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, катарсис, как говорили древнегреческие мудрецы. К сожалению, сегодня в условиях универсальной глобализации мы наблюдаем негативные тенденции в развитии русской культуры, в том числе и забвение русской народной песни, вытеснение её попсой. Для современных масс-медиа русская песня оказалась «вне формата». Формату СМИ и ТВ, оказывается, соответствуют выпускники инкубатора «фабрики звезд», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи.
Всё это - великая беда, которая явилась результатом стирания глубинных основ русского национального самосознания на современном этапе. Как говорит художественный руководитель Академической капеллы им. М.И.Глинки, народный артист СССР В.Чернушенко, песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация. В хоровом пении в максимальной степени выражена соборность, как важнейшая черта русского национального характера. Сегодня перед нами стоит смысложизненная дилемма: будем ли мы наследниками великой русской культуры, в том числе и песенного творчества, или же станем иванами, не помнящими родства.
Народную песню очень трудно, почти невозможно, сделать объектом рефлексии. Пение, сам акт исполнения песни скорее связан с эмоциональным переживанием, нежели с рациональным осмыслением. Поэтому в исследовании этой темы нам придется обратиться к русской художественной литературе и к русской философии, где мы находим драгоценные россыпи, свидетельствующие о русской песне, её значении для понимания своеобразия и самобытности русского национального характера. Другой путь анализа - обращение к творчеству выдающихся знатоков русской народной песни от Федора Ивановича Шаляпина до современных исполнителей.
С конца XVIII века русская народная песня записывается и издается; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования. Песня всегда была органичным сочетанием слова (текста) и музыки. Новую жизнь русская народна песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению (самодеятельные хоры, профессиональные коллективы, радиопередачи, граммпластинки и магнитофоны), изучению песенного наследия и возникновению новых песен, которые стали считаться народными («Катюша» и др.).
В жизни русский поет на каждом шагу, особенно крестьянские девушки, во время и после работы, калики перехожие, солдаты на марше, студенты при первой возможности и все слои общества во время какого-нибудь тяжкого и скучного труда. Ильин приводит точку зрения человека иной национальности. В 1879 году русский немец проф. Вестфаль из Юрьева (Дерпт) опубликовал замечательную работу о русской народной песне. На основе исследований Ю.Н.Мельгунова он установил, что русская народная песня занимает уникальное место в мировой музыке. Её поют в исключительно своеобразной тональности, которая напоминает греческую, но не тождественна ей. Эти песни отличаются оригинальностью гармонии, голосоведения и каденции, которые звучат прекрасно, но не соответствуют европейской теории музыки, учению о гармонии и композиторской практике. Они исполняются крестьянским хором без какой-либо музыкальной подготовки, без камертона и дирижёра, без сопровождения, a capella; это - четырехголосие, в котором никогда не бывает скверного и скучного унисона, а отсюда - свободные вариации и подвижные подголоски, которые от случая к случаю импровизируют, исходя непосредственно из внутреннего чувства, слуха и вкуса. Богатство этих песен неисчерпаемо, их возраст порой нельзя установить, их мелодика, ритм и выразительность просто пленяют, особенно при исполнении древних многообразных свадебных песен, то жалобно звучащих, то вдумчиво-благословляющих [3].
Русский человек, согласно И.А.Ильину, на протяжении столетий жил в колеблющемся ритме: горение или покой, сосредоточенность или расслабленность, стремительность или сонливость, ликующий или сумеречный, страстный или равнодушный, «радостный до небес - до смерти печальный». Это подобно пламени, которое погасло до поры, ослабленной собранности и дремотной интенсивности, которое можно обнаружить в сиянии глаз, в улыбке, в песне и в танце.
У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни на деревне». Но, пожалуй, наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идет о состязании двух певцов, которое происходит в Притынном кабаке. Это состязание - своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя тургеневского рассказа: рядчик и Яков-Турок. Рядчик первым исполнил веселую плясовую песню с залихватской удалью, и все присутствующие решили, что победил он. Но настала очередь Якову-Турку исполнять свою песню. И.С. Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», настраивается психологически. «Он глубоко вздохнул и запел... «Не одна во поле дороженька пролегала» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более - он дрожал, но той, едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся» [6].
Тургенев неоднократно употребляет словосочетания - «русская душа», «русские сердечные струны», «русский народ», «русский человек», тем самым подчеркивая, что подобное песенное творчество в полной мере является выражением русского национального самосознания и русского характера. «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня... Я оглянулся - жена целовальника плакала, припав грудью к окну... Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке - словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...» [7].
Приведенный мною весьма пространный фрагмент из рассказа «Певцы», с полной очевидностью представляет одного из многих русских самородков, выпестованных в самой гуще народной жизни. Именно тех, которым свойственна безмерная широта русской души, даровитость и способность к высшим формам опыта. Тургенев, известный у нас как писатель-западник, сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька ясная...», «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:
Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина, Головой склоняясь До самого тына?
По выражению знаменитого русского историка В.О.Ключевского, непосредственное бытие русского народа, это - река и лес, степь и поле, тем самым он утверждает слияние человека с природой, укорененность в ней. И в русской песне утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по Волге...», «Всю-то я вселенную проехал...». Образ Родины проницательно запечатлен в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова:
Слышу песни жаворонка, Слышу трели соловья. Это - русская сторонка, Это - Родина моя!
Лидия Русланова, выступая на слете ямщиков в конце 20-х гг. прошлого столетия, говорила, что существует более 80-ти песен о ямщиках, а она сама исполняла около 30-ти из них. В каждой из этих песен слиты воедино безмерные русские просторы и столь же безмерные страсти и душевные порывы. В русской народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Тихий Дон и Волга, Байкал и Русский Север: «На диком бреге Иртыша...», «Славное море - священный Байкал...», «Жигули», «По Дону гуляет казак молодой...». Даже, когда действие песни развертывается в пределах первопрестольной Москвы, и тут присутствует безмерная широта русской души: «Москва златоглавая» и «Вдоль по Питерской...» - песня, исполняемая великом русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.
В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли.
Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолина, семиструнная гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).
В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан оркестр русских народных инструментов, в котором русские народные инструменты, такие как балалайки и домры, были усовершенствованны[1].Основная статья: Русская народная музыка
Марка России, сцена из балета «Лебединое озеро» В русской музыке существует множество всемирно известных классических произведений, среди которых: симфонии концерты балеты: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная» оперы: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Иван Сусанин» сюиты: «Картинки с выставки», «Шахерезада»
Если для европейской классической музыки вполне уместна стилизация: (барокко, романтизм, экспрессионизм), то для произведений Мусоргского, Чайковского, Прокофьева и других русских композиторов говорить о влиянии направлений в музыке можно лишь с большой натяжкой. Стиль музыкальных произведений в России всегда имел ярко выраженный авторский характер.[источник не указан 1925 дней]
Среди классических оперных певцов можно особенно выделить Шаляпина. Некоторые классики эмигрировали после революции 1917 года и продолжали работать за рубежом (Стравинский, Рахманинов, Шаляпин).
В начале XXI века произошло возрождение отечественной классической музыки так митрополит Волоколамский Иларион Алфеев сотворил величайшее музыкальное произведение «Страсти по Матфею», им заслушивались зрители во всех регионах страны, генерал-лейтенант Валерий Халилов специализировался на военных маршах. Лучшими исполнителями русской классической песни XXI века являются Любовь Казарновская, Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский имеются талантливые музыканты. Популярная музыка
В советское время была распространена т. н. «эстрадная» популярная музыка (София Ротару, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, Валерий Леонтьев, ансамбль Веселые ребята, ансамбль Песняры, ансамбль Цветы ).
Поп-музыка развивалась в СССР и России со второй половины XX века по западному прообразу. Она популярна в первую очередь среди русскоязычного населения. В западных странах российские поп-музыканты редко достигают большого коммерческого успеха. В русском языке существует собирательно-ругательное название поп-музыки — «попса».
Следует также отметить существование в России отдельной поп-сцены на татарском языке, откуда, в частности, вышла российская поп-звезда Алсу.
Параллельно «официальной» советской музыке подпольно возник русский рок, достигший пика своего развития в 1980-х годах, и до сих пор популярный в определённых кругах. На него повлияли как творчество бардов, так и западная рок-музыка. Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. Наиболее известные группы: «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Алиса», «Любэ», «Ария», «ДДТ». На фоне распада СССР также возникла сцена тяжелой русскоязычной рок-музыки разных жанров: метала, хардкора и т. п.
Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. Несмотря на это, в период с начала 60-х и по настоящее время на свет появилась целая плеяда талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам.
Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Борис Матвеев, Вячеслав Ганелин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик, Игорь Бутман и многие другие. Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие).
На данный момент у русского рэпа есть свой широкий круг слушателей, своя элита, представленная такими исполнителями, как Каста, Баста, Триагрутрика, CENTR, KRec, Ассаи, Смоки Мо, Карандаш, Noize MC, 25/17, Loc-Dog, Константа, Триада и множество поджанров, каких как андеграунд-рэп (Oxxxymiron, the Chemodan clan, ОУ74, Типси Тип, Рем Дигга, Good Hash Production, iZReal, Вадяра Блюз, Чёрная Экономика, Рыночные отношения, Кажэ Обойма, LF (Теракт), Костя Бес, Братубрат), абстрактный хип-хоп (Slozhnie, Kunteynir, Кровосток, Птицу ЕМЪ, Gillia, 43 градуса, 2H Company, Записки неизвестного, babangida и Ленина Пакет, SpaceCave), хордкор рэп (Алексей Турчински, Slut Decomposer), юмористический хип-хоп (ILWT, EK-Playaz, Anacondaz, Традиция и Ларик Сурапов, Коба Чок), интеллигент-рэп (Marselle, Anacondaz, Наум Блик) и клубный party-рэп (Timati, ST, Dino MC 47).[источник не указан 524 дня]
Классические композиторы: Сергей Прокофьев Экспериментальные музыканты: Сергей Курёхин, Эдуард Артёмьев Музыканты, работающие в более популярных и песенных жанрах: Алексей Рыбников, Исаак Дунаевский
Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Вертинского и Лещенко до Высоцкого, Аркадия Северного и даже множества различных «блатных поп-исполнителей» (Михаил Круг, гр. Бутырка, Катя Огонёк, Мафик и т. д.) — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.
Футболку "Провидѣніе" можно приобрести по e-mail: providenie@yandex.ru
Застолби свой ник!
Источник — Свободня энциклопедия - Википедия